блог Фёдора Синельникова

Поверхность истории всегда находится на очень большом расстоянии от того, что кроется в ее утробе


Previous Entry Share Next Entry
Межэтнические конфликты: почему Третьей метадержаве выгодно сохранение нестабильности в СНГ?
sinelnikov_f

Пока Третья Российская метадержава была в состоянии контролировать союзные республики и поддерживать целостность СССР, она была заинтересована в поддержании межнационального согласия. На очередном этапе спада (1985-91 гг.) Третья метадержава оказалась неспособна гасить вспыхивавшие один за другим межэтнические конфликты. А после распада Союза поддержание этих конфликтов стало одним из самых эффективных способов сохранения Третьей метадержавой своего влияния на страны СНГ.

Так, в армяно-азербайджанском конфликте Третьей метадержаве выгодно в настоящий момент поддерживать Армению, но при этом не признавая де-факто независимость Нагорного Карабаха. Пока будет сохраняться напряженность между Арменией и Азербайджаном из-за Карабаха, ни одна из этих стран не рискнет выходить из СНГ и отказываться от российского посредничества. «Комплекс Карабаха» удерживает Армению в сфере российского влияния. Военный конфликт стимулировал усиление «военной партии» и антидемократических тенденций в Армении, что соответствует устремлениям Третьей метадержавы. Заметим, что отставка Тер-Петросяна в 1998 г. была прямо связана с его попыткой найти компромисс с Азербайджаном и категорическим неприятием этой программы влиятельной в Армении «военной» партией.

Нечто подобное происходило в Грузии и Молдове. Поддержка РФ сепаратистских республик (Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии) удерживала Грузию и Молдову в орбите российского влияния. Одной из основных причин их нахождения в СНГ является надежда на возвращение отколовшихся территорий. Разрыв этих стран с РФ чреват официальным признанием Россией сепаратистских республик. С другой стороны и руководство РФ пыталось всячески завуалировать свою поддержку таким образованиям и не признавало их де-юре. Признание сепаратистских государств оттолкнуло бы Грузию и Молдову от РФ, а значит и то Третьей метадержавы. Примером тому служит российско-грузинский конфликт: как только РФ признала независимость Абхазии и Южной Осетии, Грузия вышла из СНГ. Только после этого стало возможно завершение процесса десоветизации Грузии: демонтаж советских памятников, отказ от государственного культа «великой отечественной войны» и пр.

Для Украины аналогичным «крючком» является, прежде всего, Крым. Эта автономная республика помогает России удерживать всю Украину. Не пытаясь отторгнуть Крым, РФ получает значительно больший эффект – она сохраняет свое влияние все Украинское государство. Подробнее об этом читайте в записи «Пост-советская Украина».

В самой РФ межэтническая напряженность в ряде регионов также парадоксальным на первый взгляд образом содействовала поддержанию целостности государства. К таковым можно отнести в первую очередь осетино-ингушский конфликт. Ни одна из этих двух республик не будет пытаться выйти из состава РФ, опасаясь утратить спорные территории. Некоторые республики РФ представляют собой пестрые в этническом отношении образования. Это Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Мордовия, Башкирия. Их полиэтничность блокирует попытки националистически ориентированной части общественности и местных элит отделиться от РФ. Например, в случае попытки Башкирии реализовать сепаратистский сценарий, русское и татарское население могут поддержать идею сохранения районов их проживания в составе РФ.

Для сохранения целостности РФ особое значение имеет сохранение на территории автономных республик русского населения. Однако из-за деградации Третьей метадержавы поддерживать его численность на территории автономий не удается. Как в абсолютном, так и в относительном исчислении оно сокращается с рубежа 1980-90-х гг., а в некоторых республиках этот процесс начался еще раньше (напомню, что Третья метадержава перешла на стадию деградации в 1962 г., а ее эскалация стала эфемерной с 1953 г.).


?

Log in

No account? Create an account