блог Фёдора Синельникова

Поверхность истории всегда находится на очень большом расстоянии от того, что кроется в ее утробе


Previous Entry Share Next Entry
«Новая Перестройка». Оценка текущей политической ситуации и ближайшие прогнозы
sinelnikov_f



На наших глазах и при нашем участии начался новый этап истории РФ. Наступил кризис, о котором я писал в 2006 г. в первом варианте статьи «Циклы российского великодержавия и современность» (итоговый вариант напечатан в летнем номере 2011 г. в журнале «Переход»), в недавней записи «Нефть, демография и деградация Третьей Российской державы», Как всегда, неожиданно для власти – как зима в декабре для коммунальных служб.

Квази-подъем Третьей державы сменился в августе 2008 г. ее стагнированием, которое, в свою очередь, сменилось новым спадом. Можно спорить о том, когда точно этот спад начался – 24 сентября 2011 г., 4-5 декабря или сегодня – 10 декабря. Но то, что он, наконец, начался, несомненно.     

Этот спад отличается от того, что Третья держава переживала с 1985 г. до августа 1991 г. Тогда советская политическая элита предвидела социально-экономические (а значит, и политические) сложности и попыталась сыграть на опережение и предпринять превентивные меры. Путинская элита оказалась более косной и вместо объявления политических и экономических реформ провела лишь словесную кампанию «Модернизация». Более того, не предприняв никаких реальных шагов в этом направлении, режим дезавуировал в сентябре 2011 г. и саму словесную кампанию, объявив о том, что с 2012 г. на высший государственный пост возвращается В. Путин (чтобы остаться там фактически до 2024 г.).

Попробовав заморозить ситуацию, режим Путина не мог допустить потери «партией власти» большинства в ГосДуме. Любопытно, что с потерей конституционного большинства (в принципе, и не столь уже и нужного) политическая элита смирилась еще до наступления в стране политического кризиса. Но и простого большинства без массовых фальсификаций добиться режиму Путина не удалось. Выбирая между массовыми нарушениями и подтасовками при возросшем гражданском контроле и потерей «партией власти», а следовательно, В. Путиным, контроля над парламентом – режим, естественно выбрал первое. Иначе поступить он не мог – потеря контроля над Думой в выстроенной системе управления означала начало крушения этой самой системы.

Однако система все равно стала разрушаться. Вышедшие 5 декабря на улицы Москвы несколько тысяч человек (около 10 тыс. собралось на Чистых прудах) погрузили путинскую РФ в острый политический кризис. Как только прошла первая истерическая реакция, во второй половине недели власть начала постепенно сдавать позиции. Пока еще осторожно и мягко. Но этот процесс, начавшись, будет только нарастать. Не провозгласив, когда была возможность, «новую Перестройку», политическая элита вынуждена будет следовать курсом, который ей будет диктовать гражданское общество (безусловно, еще слабое).  

Конечно, движение это будет сложным, с постоянными попытками путинского режима дать обратный ход, заморозить ситуацию. Однако вышедшие 10 декабря на улицу более 50 тыс. в Москве, 10 тыс. в Санкт-Петербурге и десятки тысяч в других городах РФ позволяют надеяться, что изменения будут уже необратимы. 

Социально-демографические проблемы обусловили очередной спад Третьей державы. Поддержка Путина в обществе и элитах снижается, а для Запада его режим становится все менее приемлемым. В этих условиях правящая элита, скорее всего, не пойдет на введение чрезвычайного положения. Как М. Горбачев, Путин будет лавировать, пытаясь ограничиться частными уступками гражданскому обществу и при этом сохранить свой авторитарный режим. Правительство путем обширных финансовых вливаний будет пытаться не допустить распространения протестных настроений на малообеспеченные слои общества и регионы. В отношении же протестующего среднего класса крупных городов будет проводиться политика кнута и пряника: власть будет метаться от разрешения митингов до их запрета, от расширения информационной свободы до возобновления цензуры.   

Одним из проявлений таких уступок станет фактическое оставление на произвол судьбы «партии жуликов и воров». Как в свое время Горбачев стал постепенно дистанцироваться от КПСС, так и сегодня Путин старается отмежеваться от «Единой России», при этом окончательно с ней не порывая. Путин уже бросил эту партию, отказавшись возглавлять ее предвыборный список, а после – создав свой президентский избирательный штаб на основе «Народного фронта». В этих условиях распад «Единой России» на несколько партий или разбредание ее кадров по другим более успешным политическим объединениям становится неизбежным. 

Общественное раздражение Путиным нарастает. Декабрьские выступления показали, что путинскому режиму удалось сплотить против себя практически все политические течения современной РФ. Система власти, в которой федеральную бюрократию сплачивает чекистская каста, одновременно являющаяся ведущей частью бизнес-олигархии, исчерпала себя. В этих условиях Путин как главный репрезентатор этой системы отношений уже не имеет долгосрочных политических перспектив. Путин из «тефлонового президента» постепенно превращается в обузу для политической элиты. А это означает, что он неминуемо в течение ближайших трех-четырех лет будет лишен власти в результате как гражданского, так и аппаратного давления.

В этой ситуации Третья держава скорее всего выдвинет новую фигуру, которая, с одной стороны, обеспечит преемственность режимов, а с другой – обеспечит целостность РФ путем определенных уступок обществу и региональным элитам. 

Декабрьские выборы показали, что в РФ кроме гражданской активности нарастают и левые настроения. На смену режиму Путина, по всей видимости, вскоре должна придти модель, во-первых, менее авторитарная (хотя бы на первых порах), а, во-вторых, более социально-ориентированная. Естественно, что эта ориентация будет достигаться за счет бизнес-олигархии, в том числе и чекистской. 

В отличие от конца 80-х общественный запрос имеет сейчас в основном не либерально-демократическую, а социал-демократическую окраску. Из имеющихся в 6-й ГосДуме политических сил наиболее четко такому запросу мог бы соответствовать левоцентристский блок, в который вошли бы «Справедливая Россия», КПРФ и левая часть «Единой России». 

Сформированное в 2014-2015 гг. левое правительство неизбежно будет стремиться сохранить идеологическое оформление Третьей державы, связанную с ней политическую элиту и стиль ее правления, пройдя с минимальным уроном начавшийся спад. В идеологическом плане это будет выражаться в том, что левоцентристское правительство будет опираться на более широкую реставрацию советских идеологических элементов. Таким образом оно будет осуществлять волю Третьей державы, стремящейся ограничить демократию и сохранить единство РФ – такую же функцию после 1993 г. исполняла бизнес-олигархия с ее квази-либеральной идеологией. Чем слабее в послепутинской РФ будет гражданское общество, тем более востребованным будет советское идеологическое наследие.

Однако именно к середине десятилетия у российской политической нации появится шанс сформировать государственные институты, более полно выражающие ее интересы. При этом парадоксальным образом и российское гражданское общество, и Третья держава могут поддержать переход от супер-президентской к парламентской республике. 

Это только один из возможных вариантов развития политической ситуации в РФ в ближайшие годы, хотя, по моему мнению, наиболее вероятный. Более подробно о предстоящих событиях мы поговорим ближе к Новому Году.


  • 1
Я думаю, власть пойдёт на частичную отмену результатов выборов (вопрос, насколько отмена будет массовой - скорее всего, массовой не будет), а после марта 2012 г. отправят на покой и "волшебника" Чурова.
Проблем для власти сейчас две. Во-первых, нелегитимность Думы. А во-вторых, массовые протесты городского среднего класса, который денежными подачками не залить.

Вопрос в том, каковы будут масштабы этой отмены. В Москве ЕдРу добавили около миллиона голосов. Сколько из них заберут? Не думаю, что больше нескольких тысяч.

скорее всего, да

А это как раз уже не будет иметь никакого значения. По последним заявлениям Чурова подозреваю, что вообще никаких отмен не будет. Но людей уже не убаюкаешь даже полным пересчётом (в пользу ЛДПР+КПРФ по сути), речь может идти только о смене правил игры вообще. Всё остальное никак не способно уже повлиять на убеждённость, что Дума нелегитимна. Аббревиатура "ПЖиВ" - дорогой и раскрученный бренд, получается как бы параллельная Россия - реальная и нарисованная "волшебником" на бумажке. Единственное, что в состоянии, похоже, провернуть Путин в этой ситуации - это дистанцироваться от Едра, всех поразогнать и перенести центр тяжести на Народный фронт. Уже есть признаки движения в этом направлении. И что? Кого это убедит? Более того, этот сценарий я уже слышу не от одного человека. Это предсказуемо. Рокировку Пу и Ме предвидели все умные люди... кроме меня. Я думал, что ну не могут они поступить так очевидно и бездарно, должны быть ходы хитрее. Так нет. Это всё означает, что "человекоорудия" не в состоянии выйти из-под воздействия "логики державы", которую любой адекватный человек сегодня просчитывает на несколько шагов вперёд. Если по-военному, стратегическая инициатива не у Путина. Скажу больше, лично для меня Путин и Медведев потеряли в перспективе легитимность ровно в момент их совместного заявления о президентских выборах. Т.е. чем бы ни закончились мартовские выборы, Путин для меня никогда не будет законным президентом. Риторический вопрос: только я один так думаю? И какие в этой ситуации остаются варианты для властей?

Размер параллельных Россий слишком разнится, пока что. Да и возникли эти параллельные миры не сегодня и не вчера, в декабре они просто пересеклись.
Понятно, что ВВП и ДАМ - вчерашние фигуры, вынужденные доигрывать партию. Вопрос, что дальше - популист-соцдемократ (новый поворот державы) или все-таки нормальное гражданское общество.

Что дальше? Я полагаю, что после завершения путинского правления ок. 2014-15 гг. начнется довольно странный этап, сочетающий в себе лево-центристский курс и более мягкий режим, чем при Путине. Но поскольку падение Путина станет нижней точкой очередного спада Третьей державы, то вскоре после этого начнется ее новый квази-подъем. А это значит, что в период после 2015 г. полноценного гражданского общества мы в РФ все же не увидим. Но будем иметь возможность за него бороться.

Оптимистично, но было бы здорово.

(Deleted comment)
Всё определяется контекстом. Во Франции - древнейшая и богатейшая традиция забастовок, в Париже чуть ли не каждую неделю один из профсоюзов бастует. Это норма жизни. Чтобы расшевелить французское правительство нужно что-то типа восстания арабских пригородов. Россия от аналогичного была бы на грани распада, наверное. А сейчас особенность в том, что протестующих невозможно описать одним словом, это не "оппозиция" и не "средний класс" и даже не "раздражённые горожане" - это всё мимо и неточно. Движущие пружины французских протестов были понятны и знакомы Саркози, а вот мотивация "русской зимы" от наших властителей ускользает, т.к. это вообще вне их диапазона восприятия, поэтому у них нет (и не будет) эффективного способа противодействия: пока что была грубая сила, отмалчивание и забалтывание. И пока что это имеет только обратный эффект - усиление волны. Посмотрим, как будет дальше...

"Пути России" - это еще не "пути Москвы"
Если не будет решен вопрос "децентрализации власти", именно по территориальному признаку, никакие формы управления не помогут. Если таковой и решить нельзя, то все по фиг...

Как раз децентрализации власти по территориальному признаку система боится больше всего. Ведь это чревато усилением локальных элит и распадом РФ. Полагаю, что в складывающихся условиях Третья держава может пойти на некоторую децентрализацию и на повышение положения региональных элит - как это ни парадоксально, именно для замедления центробежных тенденций. Лучше уступить в малом, чем лишиться всего. Однако для гражданского общества усиление региональных элит ничего хорошего не предвещает. Они могут быть точно такими же проводниками воли державы, как и федеральная бюрократия во главе с чекистами.

"повышение положения региональных элит" - это ничего, в итоге. Они и так у себя цари. Это как собачку, отпустить-поводком огреть. Речь как раз и идет о предоставлении суверенитета. Хотел сказать, что без решения этого вопроса, ни тоталитарное, ни гражданское общество не справится с таким "хозяйством"

Проблема в том, что в регионах гражданское общество слишком слабое для того, чтобы потребовать реального суверенитета.

ну, конечно. Более инертное. Комплекс провинциала, можно сказать. Но, думаю, по паре граждан найдется :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account